Новый Кодекс об образовании. Инна Минчук: «В стране расширят сферу целевой подготовки»
Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал закон, которым утверждается новая редакция Кодекса об образовании. Одно из нововведений – расширение сферы целевой подготовки учащихся. Что изменится в этом направлении и как готовят специалистов-целевиков на кафедре журналистики, прокомментировала кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой журналистики ГрГУ имени Янки Купалы Инна Минчук.
– Целевая подготовка специалистов – это своеобразное соглашение трёх заинтересованных сторон: организации, которая реализует долгосрочное планирование кадров; абитуриента, который осознанно выбирает профессию, и вуза, который при подготовке будущего специалиста чётко выстроит план его индивидуального развития в контексте целевой заявки.
В расширении сферы целевой подготовки, отражённой в новой редакции Кодекса об образовании в Беларуси, вижу только плюсы. Во-первых, целевая подготовка позволяет обеспечить кадрами те отрасли народного хозяйства, которые наиболее остро испытывают потребность в специалистах. Во-вторых, она стимулирует приход в профессию мотивированных кадров, которые приняли осознанное решение связать свою жизнь с той или иной сферой. А это снижает риски попадания в профессию случайных людей. В-третьих, целевая подготовка даёт возможность вузу так организовать обучение студента, чтобы его профессиональные компетенции соответствовали интересам редакции.
Приведу в пример целевую подготовку кадров по заявкам редакций, которую реализует кафедра журналистики нашего университета.
Практика студента (ознакомительная и производственная) ежегодно организуется на площадке заказчика. Это мощный фактор вхождения студента в коллектив редакции, обеспечивающий психологический комфорт.
Студент-целевик с первого курса работает со своим научным руководителем над темой курсовой работы, которая соответствует интересам редакции СМИ. Материал, который студент собирает, выводы, которые делает, рекомендации, которые предлагает, – все это позволяет студенту с первых недель обучения плотнее знакомиться с будущим работодателем. Курсовая работа станет подспорьем для дипломной, которую студент защитит по окончании 4 лет обучения, подтверждая тем самым свою квалификацию.
Наконец, многие задачи, которые выполняет журналист, сегодня реализуются в интернет-пространстве. Более того, в 2022 году мы открываем новое направление специальности «Журналистика (веб-журналистика)». Это значит, что студент, будущий журналист, уже с первого курса может дистанционно работать, совмещая учёбу и подготовку материалов для своей редакции. А это, на мой взгляд, ещё одно важное условие формирования высококлассного специалиста.